Skip to main content

Финал сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» достоин обсуждения, но, это не значит, что он вышел достойным.

Я не буду брать в расчёт демку, слитую в сеть за две недели до официального выхода, ибо, что творится в комнате создателя, пусть там и остается.

Я не являюсь фанатом отечественного кинематографа, но к каждому интересному проекту стараюсь подходить без предубеждений, ну и конечно делая скидку на то, что индустрия только начинает пытаться создать что-то свежее.

Читайте ранний обзор:

«Слово пацана. Кровь на асфальте». Стоит ли смотреть?

Сам сериал мне нравился за:

— Концепция настоящего реализма. Герои ругаются матом, ходят в туалет, плюются и дерутся. Это показывается без прикрас, но и без артхаусной жести, соблюдая баланс, подходящий для того, чтобы продукт стал массовым. Сделать такое очень сложно.

— Качественный визуальный стиль. Съёмка и монтаж похожи на музыкальный клип. Резкие обрывы кадра, так же долгие сцены без склеек, угрюмые серые тона. Красивые декорации, со слов старшего поколения, даже достоверные (не судим за киноляпы с пластиковыми окнами). Отличные костюмы, которые кто-то носил, а не новенькие из швейной мастерской.

— Саундтрек. Группе Айгел, моё почтение, два раза был на их концертах. Да и вообще, музыка во всём сезоне подобрана фактурно.

— Дискуссия. Авторы поднимают вопросы о вовлеченности детей в тёмные стороны жизни. «Кто виноват в этом и что делать?»

— Свежие лица на экране. Некоторые актеры очень круто смотрятся в своих образах (Кащей, Вова Адидас, Ильдар милиционер).

Пацанский устав гласит «Пацаны не извиняются».

Обзор финала.

А теперь, со всеми спойлерами, пройдемся по каждой отдельной арке и посмотрим, как она закрылась.

  1. Главный герой. Андрей, он же Пальто.

Его мать слетает с катушек и лежит в психушке. У Андрея забирают его младшую сестру милиция. Сам же он сбегает от них и пускается в уличную жизнь. Но ненадолго. Милиционерка Ирина, каким-то волшебным способом, берёт к себе жить и его сестренку и заодно его самого, чувака, который состоит в банде, который поколотил её ухажера Джона (Макаревича младшего кстати). То есть, у неё был парень, он сказал ей адьё, и она тут же взяла к себе жить несовершеннолетнего пацана. Что вообще тут происходит?

Андрей дерется со своим отшитым корешком Маратом Адидасом мл, что демонстрирует, что он не отказался от своей увлеченности бандой, хотя мы видели, как он собирается вступить в комсомол. Ну, и в самом конце, Андрея таки закрывают в колонию, потому что его схватил мужик, у которого он украл видеомагнитофон. Весь сериал отмазывали кореша копы когда он бил людей, а посадили за то, что украл видик. Выглядит такое решение, странным. Конечно, всё видимо потому, что дядя Ильдар, главный милиционер сериала, похоже, что не захотел дальше ухлёстывать за его сумасшедшей мамой.

Понравилось ли мне такое завершение арки Андрея, сказать сложно, ибо никаких эмоций я не испытал. Как-то ровно.

Андрей Пальто (Леон Кемстач)

  1. Вова Адидас.

Ох, больше всего я расстроен закрытием арки этого героя. Во-первых, это чуть ли не самый харизматичный персонаж во всей истории, во-вторых, хорошо исполненный Иваном Янковским. В финале, он пытается уехать со своей возлюбленной Наташей, родственницей убитого им местного воротилы по прозвищу Жёлтый. В коморке у какого-то заводского охранника, она сначала попросила о расставании, но наш герой не так это и прост, по заветам Данилы Багрова (Да ладно, чё ты?), он просто уламывает её на потрахушки, кстати, в прямом смысле улымавыет. Выглядело это ни как страсть, а как насилие. И конечно же, после сношения, она готова ради него на всё. Они уже мчатся в сторону Гагр, но на пол пути, он звонит мамке, которая сообщает, что у отца плохо с сердечком, потому что на работу к нему заявились копы, и вместо больнички он устраивает банкет. Конечно, Вова Адидас, отслуживший в Афгане, разыскиваемый всей Казанью, решает, что праздник он пропустить не может. Наведывается на завод к отцу, где он собрался праздновать с парнями юбилей, на который, кстати, никто не пришёл, и говорит: «Папа, я же по справедливости поступил, девочку же насиловали, а я её спасал». Батя гонит сына в шею, потому что у него есть принципы и, если сын бандит, значит он ему не сын.

Тем временем, рандомный официант звонит копам. Дядя Ильдар сразу прилетает за три минуты. Вова бежит от них, Наташенька радостно машет из машины: «Быстрее, Вова». Бум. И снайперским выстрелом, Ильдар разит Адидаса. Тут, конечно, без слоумо не обошлось. Наташа, являясь медиком, даже не пытается оказать первую помощь, она просто театрально кричит: «неееееееееет».

Как мог матёрый афганец, видавший ужасы войны, поступить так тупо, мне непонятно. Возможно, герой просто немного недалёкий, что печально.

Вова Адидас (Иван Янковский)

  1. Марат, он же Адидас Младший.

Этот человек, больше всех веривший в уличную движуху, отшивается местным замом банды, Турбо, по обвинению в куколдизме, на орочьем наречии «за то, что он помазок». Потому что, его подругу изнасиловали, а нормальным пацанам негоже с такой водиться. Турбо все растрезвонил об этом, и её затравили свои же, а после, она вышла из окна.

Марат ищет отмщения за её смерть. Подставляет Турбо, подбрасываю ему револьвер, из которого Вова Адидас застрелил Жёлтого. Турбо и всех членов банды сажают. Турбо неизвестно куда, потому что он так и не появился в финале, а пацанов в обезьянник.

Маратику выписывают грамоту за помощь в поимке преступников, а местные комсомолы, которые жадно пытаются его записать в свои ряды, подгоняют насильника его подруги, чтобы он избил его до полусмерти, прямо в толчке ментовки.

Выглядит натужно, но, это единственная арка, которая мне понравилась, ибо вызвала неоднозначные эмоции по поводу поступков Марата. Человек был искренне влюблен и пошёл на всё, чтобы отомстить ублюдкам, из-за которых его Айгуль вышла в окно. По сути, всё бы было хорошо, если бы не Турбо, доставший из-за пазухи пацанские понятия, по которым изнасилованная девочка превратилась в затравленное животное. Тут, я понял, что пытались сказать авторы. Уличные понятия не должны главенствовать над человеческими, над здравым смыслом и гуманным отношением друг к другу. Моё почтение.

Маратик (Рузиль Минекаев)

  1. Банда «Универсамовские».

Как я уже говорил, всех пацанчиков отправили чалится в обезьянник. И всё. Больше ничего. Эти дети никак не развились. Было бы круто показать, как они, незаметно для себя, превращаются в опасные уголовные элементы. Может, они кого-нибудь запытали случайно или забили. Примерно так, как запинали Ералаша противоборствующая банда. С кем боролись, в того и превратились. С волками жить, по волчьи выть.

Но, к сожалению, нам ничего не показали. А, один из важных антагонистов сериала, Турбо, вообще не мелькнул не в одном кадре. Просто слив целой арки. Оправдывает только то, что члены банды вообще не раскрыты как личности. Мы ничего не знаем о Турбо, о Зиме (главный заместитель Вовы Адидаса), нам неизвестно где они живут, в каких семьях, где учатся или учились. Единственное, что мы знаем, что у Турбо пьёт отец. Это инфа всплыла между слов коротком диалоге в середине сериала, вроде: «Ну а что делать? Бухать, как отец?». На этом всё. Арка банды провалена!

Турбо (Слава Копейкин) и Зима (Лев Зулькарнаев)

Вывод.

На мой взгляд, финал получился чересчур пафосным. Весь реализм сдулся. Такое ощущение, что Жора Крыжовников, сам испугался монстра, которого создаёт и сдал назад. Может дело в этом, а может в том, что у него просто лучше получается снимать кадры с весельем, нежели исследовать внутренний мир героев. Просто не хватило навыков, чтобы показать всю драматичность жизни молодых уличных бандитов. Получилось так, что приключения, вроде, погони на машине скорой помощи, у него вышли симпатично, а исследования темы насилия, детской психики, что ломается под грузом жестокости уличных разборок, у него не особо вышли.

По итогу, мы видим простой в своей декламации вывод – органы правопорядка хорошие и дадут тебе всё, что хочешь, если им поможешь, а то, что дядя Ильдар, бил кирпичом вложенным в сапог, Андрюшку, это такое воспитание. Этот поступок остался безнаказанным, как будто, так и надо. А вот, на улице тебя предадут, затравят, обвинят и в итоге бросят.

Конечно, я согласен с авторами, что улица и преступность погубит любого ребенка, разрушит семью, сведёт с ума, но, почему высказывание такое прямолинейное… Такое чувство, что авторы не пытались осмыслить причины или природу преступности, а просто повторили поговорку «Что посеешь, то и пожнёшь», только завернули её в новую обертку креативного монтажа, хорошей актерской игры и шикарного саундтрека. Мне, дорогой читатель, не хватило глубины. Я как будто помочил ноги у бережка и сразу же вышел, побоявшись холода ночного моря.

Но, второй сезон, если выйдет, смотреть буду. Для отечественной киноиндустрии, Слово пацана, еще одна хорошая попытка сделать толковый сериал в выбранном сеттинге. Я желаю Жоре Крыжовникову и Андрею Золотарёву, авторам сериала, удачи. Надеюсь, следующий сезон углубится в изучении социальных проблем общества.

На сериал дня, сто процентов, тянет!

Всем добра.

Ильдар (Антон Васильев)

Артём Мещеряков

Привет, мой дорогой читатель. Позволь рассказать о себе. Я люблю искусство. Впитываю книги, фильмы и картины. Пишу фантастические истории. Чтобы хорошо это делать, нужна "насмотренность". Вот так мы и будем с тобой разбираться в кино.

Фильм

Мама!

Артём МещеряковАртём Мещеряков17.09.2023
Сериал

Рик и Морти

Артём МещеряковАртём Мещеряков25.10.2023