Второй фильм во вселенной Дюны – это фантастический шедевр или всё-таки обычный блокбастер?
Одним из самых популярных фильмов в мире, сейчас является вторая часть экранизации романа Френка Герберта «Дюна». Я читал роман, поэтому могу заявить, что Герберт потрясающий фантаст, который смог заложить в текст разносторонний мир, который хочется изучать. Это подтверждается тем, что в двадцать первом веке, франшиза (неприятное слово) продолжает жить и только начинает процветать. Недавно вышла игра в жанре «стратегия», готовится еще одна, но только уже RPG, книги продаются на полках магазинов, а еще, судя по всему, будет сериал о сёстрах Бене Гессерит. Если не знаете, кто они такие, то могу коротко сказать, что это орден женщин «колдуний», их так называют, потому что, эволюционно они выработали парапсихологические способности после того, как великий во время великого Джихада люди одержали победу над «Мыслящими машинами». Очень актуально такое читать, учитывая, какими темпами сегодня развиваются нейросети. Это тайная школа, которая не только тренирует тело и разум, но и тихонько правит обитаемой вселенной, закладывая идеи в умы высших чинов, рожая этим чинам детей, кстати, они рожают в основном девочек, потому что умеют контролировать процесс, при котором формируется пол будущего ребенка. А также, Бене Гессерит создают легенды и мифы, чтобы в нужный момент ими воспользоваться, создав ситуация для смены власти или что-то подобное. Именно о таком случае и идёт речь в первом романе Герберта, а соответственно и в экранизации Дени Вильнёва.
О фильме.
Действия второго фильма начинаются сразу после окончания первого. Пол Атрейдес со своей мамой Джессикой вместе с отрядом фрименов под предводительством Стилгара двигаются в сиетч (безопасное поселение). Пол тащит труп Джамиса, фримена, поверженного им в честном поединке. По дороге, они встречают отряд бойцов, посланный Харконненами для уничтожения фрименских бунтующих формирований, чтобы они не мешали добыче пряности (Пряность – вещество пустынь Арракиса, которое усиливает паранормальные способности, а также, необходимое для космической навигации. Самый ценный продукт в обитаемой Вселенной).
Тут магия кино раскрывается в руках Дени Вильнёва. Харконнены взлетают на каменный холм, с помощью корректора гравитации. Выглядит очень плавно и красиво. Дальше идёт драка, не самая крутая, что я видел. Вообще, из-за рейтинга PG-13 у фильма есть проблема с экшеном. Вместо красивого реалистичного насилия, такого, какое показывал на экране Вильнёв в своём фильме «Убийца» 2015 года, мы получаем что-то плюс минус супергеройское.
В последующей сцене нам показывают каким образом фримены извлекают воду из мертвецов. Делают отверстие в теле, подключают трубку и фильтр, на выходе получается вода. Но в случае с Харконенами, она подходит только для охладительной системы, так как их тела отравлены то ли плохой экологией родной планеты, то ли специальными веществами. Все Харконнены сплошь лысые, они не имеют даже бровей, их кожа очень бледна.
В процессе фильма Вильнёв знакомит зрителя с бытностью фрименов, показывает их святые места, обряды, молитвы, даже кухню и процесс отдыха. Мне понравилась идея, что фримены извлекают воду из своих павших друзей и выливают её в священный водоём, который никто не смеет трогать. Так они сохраняют души павших. Несмотря на то, что Дюна блокбастер, Вильнев не отступает от идей фантастики. Фантастика прежде всего стремиться познакомить читателя или зрителя с новым миром, чтобы он изучал его, как эпос будущего.
Дальше начинается партизанская война, где зритель лицезрит безупречную работу всей съемочной команды. Исполински большая машина по добыванию пряности посреди пустыни, аки громадный жук топчет лапками песок, чтобы отделить пряность от него. Над ней кружится орнитоптер, подобие вертолёта, сильно смахивающего на стрекозу. Пол Атрейдес, выпрыгивает из песка со своими фрименами и начинает подрывную деятельность. Выглядит сие действо впечатляюще.
Читайте также:
Следующая сцена, которая не оставила меня равнодушным – это то, как Усул Пол Муаддиб, к тому времени он уже получил своё фрименское имя, седлает Шаи-Хулуда. Тут хочется отдать должное оператору Грегу Фрейзеру за такую титаническую работу. Сцена смотрелась документально реалистично. Как будто я наблюдал за жизнью и ритуалам какого-то народа в документалке от BBC. Помимо того, что сам червь смотрится эпично из далека, так еще и в близи мы наконец рассмотрели немного его биологии, ну и узнали, как фримены им управляют. Грег Фрейзер уже заслужил моё почтение, так как он очень хорошо поработал над возвращением Звёздных воин в фильме «Изгой-один», а еще в «Мандолорце».
Планета обиталище Харконненов Гиеди Прайм, которая считается индустриальной, показана в чёрно белом цвете. Если честно, для массового фильма, который преподносится, как блокбастер, это очень необычный и смелый ход. Большинство фильмов, что я видел в ЧБ, когда осознанно используют этот эффект, были полностью авторскими. Напомню, что студийные боссы не очень жалуют сложные киноприемы, потому что они отталкивают рядового зрителя, а это живые деньги, то есть то, что больше всего на свете любят эти боссы. Но, я лично получил удовольствие от сцены сражения Фейда-Рауты с воином Атрейдесов на гигантской треугольной арене. Это было что-то вроде рок-н-ролла с нарочно расстроенными гитарами.
Дальнейшие события сюжета будет преступно пересказывать, потому что, фильм еще идёт в кинотеатре и многие его не посмотрели. Поэтому переходим к героям.
Начнем с главного героя, молодого Пола Атрейдеса в исполнении Тимоти Шаламе. У многих были сомнения, что столь смазливый мальчуган сможет воплотить на экране роль великого мессии, способного вести за собой суровый народ пустыни. В итоге, в первой части, где ему надо было играть молодого наследника, сынишку герцога Лето, Тимоти справился отлично. Субтильный, скромный, бледный, но умный и находчивый. Талантливый парень, который был ну очень далеко от своего предназначения. Сомнение было у людей, что он сможет воплотить вождя, сдирающего кожу с врагов и натягивающего её на барабаны для того, чтобы их бой устрашал и без того напуганных Харконненов. Причем, эту трансформацию Тимоти должен показать на экране, а не где-то за его пределами. Признаюсь, я был впечатлён его игрой, когда эта трансформация случилась. Вы поймете о каком моменте я говорю, или уже понимаете, если смотрели. Как говорится, повзрослел и возмужал парень. Из мальчика, которого все учат, он превратился в учителя, который ведет за собой целый народ. Тимоти Шаламе справился на отлично.
Так, теперь сразу скажу о женских персонажах. В отличии от романа, у них тут больше значимости. Мать Пола, Джессика, сестра из ордена Беге Гессерит становится Преподобной Матерью испив синей жидкости, получаемой из маленьких Шай-Хулудов. Она умна, беспощадна, мыслит стратегически и её выбор уже сделан. Джессика готова идти до самого конца, чтобы выжить и развернуть ситуация в свою сторону. Она потеряла своего возлюбленного Герцога Лето, и вместе с ним прошлую жизнь. Роль исполнила Ребека Фергюсон, удивительной красоты, таланта и пластики, девушка. Наконец она получила заслуженное внимание аудитории. Её Джессика совмещает в себе несовместимые образы «яжематери», которая ради своего ребенка готова на всё, и сексуальной, властной женщины, жесткий взгляд которой, способен свести любого мужчина с ума.
Роль спутницы Пола, Чани, исполнила Зендея, которая, по профессии, даже не является актрисой. Она была поп-певицей. Но, как говорят, талантливый человек талантлив во всём. Хоть она и не имеет огромного актерского диапазона, но оказавшись на своём месте в картине, замкнула пазл, став безукоризненно органичной деталью. Чани – это островок здравомыслия в песчаном океане социопатов и религиозных фанатиков. Молодая девушка, которая хочет, чтобы её народ просто развивался, а сама она смогла любить именно того, человека, в которого влюбилась изначально. Трагедия её героини в фильме раскрывается даже больше, чем в книге. Трансформация Пола и его выбор следовать пути, который тысячелетиями разрабатывался Бене Гессерит, разбивает ей сердце. На её глазах, он теряет себя. Самое забавное, что она даже говорили ему: «Всё будет хорошо, если ты останешься собой». В общем и целом, Зенедея справилась, показав всё, на что способна.
Стилгар, один из фрименских предводителей. Человек, искреннее верящий в избранность Пола так же, как Морфеус верил в Нео. Роль исполнил бесподобный Хавьер Бардем. Он показал воина, лидера, религиозного фанатика, готового без раздумий отдать свою жизнь ради того, чтобы Арракис покрыла зеленая растительность, обещанная преданием. Во второй части, Стилгар много шутит, улыбается и по-отечески поддерживает Пола во время его испытаний. Этот персонаж, наравне с Гурни Халлеком разбавляет своим поведением мрачное повествование. Конечно, есть некий контраст между Стилгаром из первой части и Стилгаром из второй. Но он не настолько резок, чтобы его осуждать.
Гурни Халлек, воин, поэт, мастер боевых искусств. Роль исполнил Джош Бройлин. Персонаж очень благородный, суровый, как старший брат, прошедший через огонь и воду ради своих близких. Он с детства обучал пола боевым искусствам. Гурни, хоть и не является Атрейдесом по крови, но, его можно смело записать в семью, как приёмного. Более преданного человека сложно сыскать. Отчасти, возможно, потому, что, он поэт и музыкант. А такие люди очень часто оказываются идеалистами. Великолепная роль в руках великолепного актера.
Время перейти к злодеям, которые стали украшением этого фильма. Владимир Харконнен в исполнении Стеллан Скарсгарда, не имеет так уж много экранного времени, но его огромная тень всё время нависает над происходящим на экране. Это поистине человек высокого интеллекта и небывалой расчётливости. Вступая в сговор с императором, он истребляет почти всех Атрейдесов. Но в первой части, Владимир получает сильный урон здоровью после того, как его атакует в последнем выпаде герцог Лето. Только вот, барон не становится жалким больным стариком. Используя технологии, он продолжает жить и остаётся грозной фигурой на шахматной доске войны. Стеллан Скарсгард каждый съёмочный день начинал с кресла гримёров, в котором сидел по семь часов. Для меня этот герой, один из самых впечатляющих в дилогии. Глаза Скарсгарда передают весь монструозный нрав барона.
Фейд-Раута Харконнен вышел очень неплохим злодеем. Роль исполнил Остин Батлер. Тут у нас психопат, вскормленный дядюшкой Владимиром. Его фигура выходит на передний план после неудач Раббана, еще одно племянника Владимира. Так же, осознав, что Пол Атрейдес жив и уверенно двигается к предназначению стать Квисатц-Хадерах, орден Бене Гессерит, решает, что им нужен гораздо более управляемый избранный. Поэтому, они отправляют одну из своих сестёр, Марго Фенринг, роль исполнена невероятной Леай Сейду, чтобы она нашла рычаги влияния на Фейда-Рауту. И она находит, это секс и подчинение. А заодно, получает от него семя, чтобы в будущем родить дочку. Фейд-Раута смел, он настоящий воин. Во время поединка на арене, он встречается в битве с пленником, который не подвергся наркотическому отравлению до боя. Так распорядился барон, чтобы посмотреть из какого теста его племянник. И вместо того, чтобы струсить и прекратить бой, он, наоборот, усложняет его, делает более опасным для себя, выключая щит. Фейд-Раута может с легкостью убивать своих работников, просто потому что захотелось. Это такой антипод Пола, потому что, тот, считает фрименов своими друзьями и не хочет, чтобы те становились его последователями. Остин Батлер справился отлично. Конечно, до величия злодеев, вроде Нолановского Джокера, ему невообразимо далеко. Он скорее домашний тиран, который получил власть.
Глоссу Раббан неудачник дома Харконненов. Роль исполнил Дэйв Батиста. На самом деле, даже жаль Батисту, он уже устал играть глуповатых героев. Помнится, как круто смотрелся его персонаж в «Бегущем по лезвию 2049» и короткометражке, предшествующей фильм. Это был интеллигентный андроид, желающий просто жить и наблюдать, как эта жизнь появляется. А тут получился, трусливый злодей, который из-за своей бестолковости проваливает задания и поджав хвост бежит с поля брани. Будет даже сцена с его унижением от Фейда-Рауты, молодого пацана, заставляющего целовать свои ботинки. И всё равно, Батиста крут и смотрелся органично.
Во второй части, мы наконец видим прекрасную принцессу Ирулан. Роль досталась Флоренс Пью. У нее сейчас идёт подъем в карьере. В романе, в начале каждый главы, мы читали выдержку из её книг о пророке Муаддибе. Это было круто. Вообще, я очень ждал эту героиню. И к счастью, Флоренс Пью не подвела. Хоть и экранного времени у неё немного, но, она всё-таки смогла передать эмоции от того, как её мир рушится на глазах.
Падишах-император воплощен на экране Кристофером Уокеном. Конечно, читая книгу, я представлял его гораздо моложе. Хоть он и был стар, но его ресурсы позволяли ему выглядеть на тридцать с копейками. Здесь же, император – это уставший старик, который цепляется за остатки своей власти. Кристофера Уокена я рад видеть абсолютно всегда, даже если он не попадает в образ.
А теперь, перейдем к техническим аспектам фильма.
Сначала пройдемся по визуальным эффектам, потом по звуковым. Визуалом занималась студия Double Negative. Перечислять их заслуги можно очень долго, там фильмы Нолана, Гарри Поттер, разнообразная супергеройка. Визуальной фишечкой Дюны стало то, что большинство съёмок велись на натуре, а потом, уже накладывались спецэффекты. Наш мозг хитрая штука. Эффект зловещей долины он легко различает. Но, если сделать большинство работы руками, например построить модели орнитоптеров для крупных планов, заснять бегущего Тимоти Шаламе, а потом уже добавить гигантских червей и тд, то получается, что мы видим семьдесят процентов правды, а с остальными тридцатью процентами лжи, готовы смириться.
Читайте также:
Топ 5 фантастических фильмов про космос
Натурные съёмки велись в пустынях Вад-Рам и Арабских Эмиратах. Тут хочется отдать дань уважения Грегу Фрейзеру, оператору, который умеет снимать фантастику. А тут еще и пустыня, что подразумевает под собой отсутствие множества деталей. Сложно справится с такой задачей так блестяще. Скорее всего, Дени смог вдохновить всю съемочную группу на подвиги. Каждый из них чувствовал, что творит историю.
Отдельно скажу о костюмах. Сшито их было несколько сотен. А чудесный металлический костюм принцессы Ирулан создавался больше года. Художник по костюмам Жаклин Уэст, матёрая творческая единица с пятью номинациями на Оскар. В купе с командой по гриму, участники которой без устали трудились часы на пролёт накладывая грим на Харконненов, делая из Владимира воплощение омерзительности и коварства, внешний вид всех героев фильма просто поражает. Костюмы фрименов выглядят очень поношенными и затертыми из-за ползанья по пустыне, а вот Харконнены наоборот одеты с иголочки, что отражает то, что они на этой планете гости. Как будто жуки, залетевшие в муравейник.
А теперь, к звуку. За саунд-дизайн отвечали два человека Марк Манджини и Тео Грин. Дени Вильнёв с порога им заявил, что для него ритм фильма – это всё. А то, как звучит фантастический мир, во много зависит тот самый ритм. Наученный прошлыми сложностями, Дени просит Марка и Тео начинать заниматься сауд-дизайном на самом раннем этапе. И в их работе мы видим, как много прекрасного могут создать творческие люди, если им дать свободу и вдохновение. Они записывали пение настоящих дюн, зарывая микрофоны в песок, имитировали звук крыльев жука, а затем добавляли звучание вертолёта, экспериментировали с басом, воспроизводя его на высокой мощности в комнате, и записывая заново. Это нужно было, чтобы записалась дрожь комнаты. Они хотели обратиться к глубинным ощущениям человека, прячущимся в подсознании. Работа титаническая. Если хотите узнать больше, можно посмотреть прекрасный документальный фильм на ютубер о работе этих ребят. Они смогли создать такой звук, что зритель, при появлении Шай-Хулуду чувствует благоговение, как перед живым божеством, а не страх, как от Кай-Дзю.
Ну и наконец, пару слов о великом и ужасном Ханце Циммере. У него был выбор за какой проект браться: «Дюна» или «Довод», Кристофера Нолана. И он выбрал Дюну, как вы понимаете, так как, с самого детства любил эту книгу. Вообще, Циммер стал первым человеком к кому пришёл Вильнёв с предложением заняться Дюной. Ханц вместе со своей командой разрабатывали новый культурный стиль для целого народа. Не могу даже представить, насколько это сложно и интересно. На инструментах нужно было играть не так, как обычно, так же, как и петь нужно было особенным образом. Результатом стал один из лучших саудтреков метра. Я прямо-таки кайфую при прослушивании этих трансцедентальных запевов и странной музыки, вызывающей во мне ощущение того, что я далеко от дома. Потрясающе.
Вывод.
Конечно, вторая часть фильма не идеальна, на мой взгляд всё портит рейтинг PG-13, это ошибка жадных боссов студии. Надо было дать больше свободы Вильнёву. А еще, многие жалуются, что герои фильма не вызывают в них никакого отклика, кроме желания держаться подальше, эмоциональная связь не случается. А я считаю, что это правильно. В этой истории, фактически нет положительных героев. Пол Атрейдес явно не пример для подражания, он кровавый вождь фанатически настроенных религиозных племен, которые в жизни не слышали об образовании. Он, подготовленный своей мамой из Бене Гессерит, генетически идеальный чувак с суперспособностями, вместе с ней он очаровывает глупый и жестокий народ сказками о лучшей жизни, используя их для войны. Пусть он и сам имел внутренний конфликт по этому поводу, но всё же…
Мой дорогой читатель, Дюна – это фантастический блокбастер, который мы так долго ждали. Это как будто документальный фильм о далекой планете. Первая часть, кстати, неотделима от второй. Если вы еще не смотрели, то найдите у себя в городе самый крутой кинотеатр и идите туда как можно скорее. Дюна – это культурное явление в кинематографе. Люди так тяжело трудились, чтобы подарить возможность сбежать с планеты Земля на далёкий Арракис, пески которого, бороздят гигантские священные черви.
Всем добра!