Люди делятся на два типа: те, кто обожает фантастику Дэни Вильнёва и те, кто не может вынести её. Я отношу себя к первой категории.
Начнём с далека. Что за загадочная вселенная создана американским писателем Френком Гербертом? Если коротко, то «Дюна» — это научно фантастический эпос поражающий своим масштабом и проработкой деталей. Но, кому хочется коротко читать о «Дюне»?!. Давайте подлиннее.
Роман начинается с того, что мы узнаём о семье Атрейдесов, где в данный момент возглавляет её герцог Лето, в фильме его сыграл Оскар Айзек. Атрейдесы по указу императора должны отправиться на планету Арракис, собственно, другое название этой планеты — Дюна. Они возглавят её и будут добывать «Пряность», так же называется «Меланж», ну и еще одно довольно броское название — «Спайс». Это вещество, которое используется во Вселенной для межзвёздной навигации. Оно многократно усиливает способности употребляющего. По этому поводу есть поговорка «Кто контролирует пряность — тот контролирует Вселенную.
До Атрейдесов на Дюне хозяйничал дом Харконненов. Властолюбивые, жадные, агрессивные, они пришли на Арракис, чтобы его поработить. И у них это хорошо получалось. Они подмяли под себя города. Только один народ, называемый Фрименами, живёт в пустыне и не собирается подчиняться никому. У них есть религиозные воззрения связанные с пустыней и конкретно Шаи-Хулудом, это такие гигантские черви, аки киты в океане, бороздящие пески Дюны. Фримены не желают покоряться, они хотят настоящей свободной жизни и развития планеты. У них есть предание, что скоро явится мессия, меньше чем бог, но больше, чем человек. И будет он посвящен в тонкости жизни фримена так, словно он им и являлся всегда. Самое интересное, что предсказание это было тысячелетиями продвигаемо сестрами Бене Гессерит — это такая древняя школа, обучающая в совершенстве управлять своим телом и разумом. Естественно, они являются основной политической силой, дёргающей за ниточки сильных всей империи. Их многие называют ведьмами. Оно и понятно, потому что они обладают суперспособностями, таким как: управление процессами в своё теле и повиливающим голосом, отказать которому невозможно. Есть еще несколько мощных школ — это Ментаты и Навигаторы. Навигаторы в фильме совсем не раскрыты, а вот Ментатов Дэни начал раскрывать, правда очень немного. Это обученные по специальной технике люди, понимающие математику и логику совершенно на другом уровне. Многие называют их люди-компьютеры.
Главным героем романа и фильма выступает Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе), сын герцога Лето, от наложницы по имени Джессика (Ребека Фергюссон), являющая собой сестру ордена Бене Гессерит. Она с детства вопреки воли ордена обучает Пола тайнам Бене Гессерит. Джессика полагает, что именно её сын мессия, о котором говорится в пророчестве.
Ну вот, экспозицию мы выстроили, пора переходить к фильму. Я буду избегать спойлеров, ибо каждый, кто любит фантастику, обязан посмотреть этот фильм.
Актёры.
Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса. Уже взошедшая на олимп молодая звезда. До «Дюны», я видел с Тимоти Шаламе лишь один фильм — «Интерстеллар», к слову, один из любимых моих научно фантастических фильмов. Там он играл сына главного героя. И справился он с этим хорошо, особенно если учесть, что его роль была третьего плана. Я поверил в то, что этот мальчик отправляет своего отца в неизвестность вечности. Уже после «Дюны» я смотрел такие картины, как: «Французский вестник» и «Не смотрите наверх». Во всех них он отлично справился. Но вот «Дюна» — это главная роль. Причем ему необходимо воплощать ни какого-то героя боевиков, который лишился детства и вынужден всех мочить. Пол Атрейдес, он же Муаддиб — это сложный неоднозначный персонаж. Он опасается своего предназначения. Давление лежит на его спине, и мне, как зрителю, казалось, что оно вот-вот сломит этого субтильного подростка. Кстати, в романе, Полу пятнадцать лет, так что, претензии многих фанатов предыдущих экранизаций мне непонятны. Кайл МакЛоклен замечательный актёр, но на подростка, он вообще не похож. Я про «Дюну» 1984 года, снятую Дэвидом Линчем. А вот Тимоти в свои двадцать четыре, показался мне идеальным актером на эту роль. Я буквально прочувствовал его сложные эмоции от осознания, что всё любимое им потухло, как спичка, и теперь, его извилистый и опасный путь ведёт к безумцам, что по приданию восхвалят его, как спасителя. Вспомните свои пятнадцать. Не хотелось даже в школу ходить, а тут надо целый народ вести за собой. Тимоти Шаламе, моё почтение.
Ребека Фергюссон в роли Джессики. Мать Пол Атрейдеса — это потрясающе сложный женский персонаж. Она, ну совсем не «яжемать», ибо разрывается между преданностью ордену и его секретным учением, любви к Герцогу Лето, и заботой о сыне, коему предначертано изменить судьбу империи. Джессика сильна. Она спокойно может навалять мужику-воину, она умна, ибо смогла держать в тайне обучение сына от своего же ордена, она смела, ибо пошла на это, она искренне умеет любить и быть нежной силой, быть опорой для любимых людей. Джессика не из знатного рода, но у неё есть кое-что поважнее — ум. Кто же идеальный кандидат на такую роль? Ребека Фергюссон. Её благородное худое лицо, глаза наполненные тревожностью. Это потрясающе. Очень недооценённая актриса на мой взгляд. Справилась идеально! С Тимоти Шаламе в паре смотрится отлично. Молодая мама, которая сама только-только поняла как нужно жить. Или еще нет. Как мы знаем из романа, то ей самой предстоит не менее сложный путь, чем её сыну. Но за Ребеку Фергюссон я не беспокоюсь. Она выдаст нам отличную игру.
Читайте так же: Одни из нас (The Last of Us)
Зендея в роли Чани. Её я видел лишь в «Человеке-пауке», а из такого фильма сложно судить об актерских способностях. Ну вроде ничего так, — подумал я. Экранного времени у неё в «Дюне» немного, но смотрится в кадре органично. Пока что сказать больше нечего.
Стеллан Скарсгард в роли барона Владимира Харконнена. Ох мой дорогой читатель, это офигенный актер. Ему досталась роль главного антагониста первой части. Омерзительного, страдающего от ожирения, властолюбивого негодяя возглавляющего дом Харконненов. На Стеллана нанесли кучу грима, и всё равно, его ледяной, как сталь взгляд, видящий всё живое только, как препятствие перед достижением цели, заставляет холодок пробежать по спине. В каждом проекте я любуюсь актерской игрой этого замечательного человека.
Хавьер Бардем, Джо Бройлин, Оскар Айзек, Джейсон Момоа. Все справились потрясающе, смотрелись органично. Мне остаётся только низко поклонится Дэни Вильнёву и его кастинг-директору за такой идеальный каст. Полное попадание.
А теперь, самое сладкое, режиссура и музыка.
Как я уже говорил ранее, фантастика Дэни Вильнёва отличается от всего выходившего ранее. Разве что «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта по духу схож. Кстати, прошлый фильм Дэни «Бегущий по лезвию 2049» на мой взгляд вышел не хуже, чем оригинальная картина, а если уже совсем откровенно, то мне понравился больше. Я очень люблю роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах» лёгший в основу фильм «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Что любопытно, история об андроиде Дэни Вильнёва гораздо ближе к оригинальной книге, чем работа Скотта. Потому, что в романе, Декарт в какой-то момент начал сомневаться в своей человечности, а в фильме Дэни, андроид начинает сомневаться в своей искусственности. Круто же?
Вот и фильм Дюна, на мой взгляд, очень близка по духу к оригинальной истории. В нём царит атмосфера минималистичности. И это плюс, ибо мы смотрим фильм о пустыне, а не о вечеринке в доме у Гэтсби. Герои беседуют о силе пустыни. А мы присматриваемся к деталям: орнаментам на ножах Крисах, гербах на одежде, образам быка, везде преследующего герцога Лето.
Но не стоит забывать, что если у тебя бюджет 165 000 000 долларов, то ты должен создать не только философское полотно, но и кассовый успех. Поэтому, ребята, что там по графену и экшону? Когда на экране видишь космические корабли, то тебе нужно смотреть на них несколько минут, потому что в сравнении с ними всё становится очень маленьким, реальный мир исчезает. Эти исполины детально прорисованы. Но самое главное, черви. Гигантские существа, которые не наделены ничем человеческим. Я думаю, что когда я смотрел на них в кинотеатре, у меня был открыт рот. Моё одобрение команде по графену и спецэффектам. Полёты на Орнитоптере каждый раз выглядели феноменально (летательный аппарата, вроде вертолёта, только в стиле стрекозы). Тут еще очень большая работа проделана саунддизайнерами. Я знаю, насколько это сложная и интересная профессия, так что жму им руку посредством этого обзора.
А вот драки мне не очень зашли. Возрастной рейтинг 12+. Наверное поэтому, я не увидел отрезанных конечностей, кровищи и пустых глаз. В общем, всё, за что мы любим драки. Бои — это самый большой минус фильма. Лучше даже сказать не бои, а возрастные ограничения. Жирный, как Владимир Харконен, минус! Зачем делать такой философский медитативный фильм, который заявлен, как Звёздные войны для взрослых, для детей? Чтооооо? Чьи это проделки? Студия заставила? Сам Дэни так решил. Не знаю. Плохо!!! Не надо так.
И на сладкое я оставил саундтрек Ханса Циммера. Он гений. Кстати, за «Дюну» Циммер получил «Оскар». Но разве шедевральность измеряется статуэтками? Конечно нет. Рекомендую открыть видео на Ютубе под названием «Hans Zimmer Performs the Dune Soundtrack LIVE». Посмотреть, как Тина Го сексуально, в порыве игры на виолончели, оскаливает зубы. В общем и целом, музыка — это деталь, которая раскрывает культурную и религиозную особенность народа, живущего в пустыне Арракиса. Ханс Циммер, спасибо, что ты есть! Будь здоров.
Ну что, говорить тянет ли Дюна на фильм дня, думаю не стоит. Лучше порекомендую тем, кто не смотрел, посмотреть, тем, кто не читал роман, прочитать, а тем, кто смотрел и читал, я заговорщически улыбнусь.
Hans Zimmer Performs the Dune Soundtrack LIVE