Skip to main content

Итак, в кинотеатрах вышла новая экранизация легендарного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Для многих людей, этот роман является очень личным и любимым еще со школьной парты. Каким получился фильм, будем разбираться.

Для меня этот обзор тоже является личным, потому что, роман «Мастер и Маргарита» оставил неизгладимое впечатление после прочтения. Так же, я ознакомился с многочисленными материалами повествующими о его создании. Как известно, у Булгакова было много черновиков, которые сохранились. Из них ясно, что это не просто книжка, а труд его жизни, который, к слову, он доделывал до её конца, и так и не доделал. Финальный вариант собирала его жена.

А теперь, перейдем к обзору фильма Михаила Локшина, который изначально должен был называться «Мастер и Маргарита», потом рабочее название было «Воланд», а потом всё-таки снова начал называться «Мастер и Маргарита». Да и режиссер по началу был другой, Николай Лебедев, снявший «Легенду 17».

Евгений Цыганов и Юлия Снигирь

Хорошенько переварив увиденное в кинотеатре, я понял, что у фильма есть кое-что хорошее и плохое.

Начнем с хорошего.

Первое, что бросается в глаза — это визуал. Москва Михаила Локшина не похожа на стандартную Москву того времени. Она выглядит весьма футуристично. Здание психиатрической лечебницы имеет такой внушительный и нестандартный образ, что кажется, как будто её строили римские зодчие. Тут и купол присутствует и колоны. Да и место, где восседают шишки тоже похоже на город римской империи внутри Москвы. За это можно сказать авторам спасибо.

Везде и всегда происходит бесконечный ремонт — это хорошо показывает новый мир, в который стремятся советские люди. Бесконечная суета сильно влияет на Мастера, который сидит у себя в подвальчике и пишет рукопись. Его берлога выглядит чем-то средним между фантазиями Рэя Бредбери и писательским убежищем для любого истинно творческого человека. Всё из дерева, повсюду разбросаны книги, печка и в ней огонь. Классно.

Так же, мне понравились костюмы. Художник по костюмам Ульяна Полянская получает зачет. Всё, начиная от костюма Воланда до костюмов Маргариты на балу, впечатляет.

Юлия Снигирь (Маргарита)

Общая атмосфера созданная в фильме, меня не отторгает. Мне не хотелось кринжевать, не хотелось уйти, я не расстраивался. Так что, в этом плане фильм не подкачал. В принципе, и композитор справился. Анна Друбич написала красивую музыку дополняющую картинку. Это не что-то выдающееся, что я буду слушать в наушниках и покрываться мурашками, но музыка удачно легла в фильм, а это главное.

Отдельно, я хочу сказать, что мне больше всего понравилось в фильме — это игра актеров. Аугуст Диль, известный нам по роли офицера СС в фильме «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, вжился в роль Воланда. Как же это ответственно, потому что, сыграть такого героя неимоверно сложно. Он живет много миллионов лет, знает всё и проектирует реальность, при этом в его характере живет любовь к юмору. Олег Басилашвили, сыгравший Воланда в сериале, справился великолепно. Его Воланд мудрый, но уставший. У Аугуста, Воланд более игривый. Он ввязывается в происходящее, понимая всю суть вещей, и разворачивает события для своей выгоды. Так же, как в «Бесславных ублюдках», герой Диля умён и харизматичен, к тому же отличный артист. Негодяй Берлиоз в беседе с ним не понимает, что нужно чувствовать, то ли страх, то ли смех. Диль улыбается заражающей улыбкой, а зритель уже понимает, что сейчас начнется процесс умерщвления Берлиоза.

Аугуст Диль (Воланд)

В общем и целом, образ Воланда мне очень понравился. А еще, блеснула Юлия Снигирь в роли Маргариты. До этого я бы знаком только с двумя её работами — это роль матери больного ребенка в сериале Паоло Соррентино «Новый папа» и жертвы психопата в триллере Ладо Кватании «Казнь». В «Новом папе», она играла в паре с Джудом Лоу, блестящим актером, и она на его фоне не просто справилась, а выглядела, как минимум голливудской акулой. Я был впечатлён.

Маргарита Юлии Снигирь подавлена. При всей её внутренней силе и решимости, она находиться на грани нервного срыва и может даже в шаге от смерти. Её хорошая жизнь и любящий муж являются для неё клеткой. Маргарита знает, что ей нужно бежать, а стать ведьмой — это неплохой такой путь к побегу.

Юлия Снигирь (Маргарита)

Внешне, это очень красивая девушка, прямо-такие обворожительная. Глаза было невозможно отвести. Ох, а какие сцены получились с её трансформацией в ведьму и балом Воланда. Тут, дорогой мой читатель, даже не хочется комментировать. Это просто очень красиво.

А еще, к моему сожалению, рекламируя Аугуста Диля в образе Воланда, маркетологи совсем забыли упомянуть другого крутого актера, играющего важную роль — это Клас Банг в образе Понтия Пилата. Офигенный актер. Рекомендую к просмотру сериал «Дракула» Марка Гэттиса, где Клас исполнил главную роль. На самом деле, такое малое количество экранного времени — это просто преступление в отношении такого классного актера.

Клас Банг (Понтий Пилат)

А еще, Полина Ауг поразила своей яркой необычной внешностью.

Ну и банда Воланда тоже неплохо смотрелась. Жаль только, что кот Бегемот выполнен как-то слабо. Это вполне мог стать новым мемом для интернетов, но авторы, задвинули его на задний план. Остальные актеры впечатлений не оставили, увы. Мастер, как по моему слишком большой и упитанный, хотя Цыганов играет неплохо.

Полина Ауг (Гелла)

Теперь к плохому.

Сколь много положительного я не описывал бы выше, увы, отрицательная сторона всё равно перевешивает. Если бы этот фильм не был экранизацией «Мастер и Маргариты», то можно было бы сказать, что это хорошее кино, но нет…

Михаил Булгаков написал великий роман, исследующий божественное начало мира. Эта книга, которая осмысляет саму суть искусства. Дьявол, обладающий великой силой, нуждается в сознании человека, создающего искусства. Мастер нужен ему, чтобы написать своё евангелия, потому что, когда придёт время для прихода на землю антихриста, люди должны его принять, а путь к их душам лежит через искусство, великую книгу, способную противопоставить себя библии.

Читайте также:

Отель Хазбин или как поговорить ни о чём

Возможно, знатоки романа меня сейчас поправят, ибо я могу ошибаться в своих измышлениях, но я точно вижу, что все философские исследования Булгакова растворились в плеяде быстро сменяющихся сцен. «Мастер и Маргарита» — роман, где каждая страница важна. Это цепочка события, начинающаяся с такой мелочи, как разлитая банка масла, приводит большим и сложным процессам. Фильм не поясняет, почему Аннушка разлила масло, потому что просто на это нет времени. Два с половиной часа не хватило даже на экранизацию основных сцен, не то, что на сложные хитросплетения дьявольского плана.

Линия Понтия Пилата показана номинально. Её вообще почти нет. Какие-то обрывочки, кусочечки. Да как так то? Ну это же такая важная часть истории. Такой классный актер играет Пилата. Можно было создать очень эмоциональную ветку с казнью Иешуа. Но нет, хронометраж не резиновый. Смотрите, вот был Пилат, вот Иешуа, вот его казнили. Всё. Расходимся. Я понимаю, что по другому никак, но принять этого не могу. Ну если знаешь, что по дороге потеряешь важнейшие детали истории, зачем вообще за неё браться? Зачем нужна была новая экранизация, если старая выполнена хорошо? Ну объясните мне. Деньги, слава, что? Я вижу, что Михаил Лошак старался как-то по своему сконструировать эту историю, но всё равно не могу понять, зачем это нужно было. Оригинал гениален. Сериал хорош. Фильм просто смотрибелен, не более того. Конечно, авторы высказались на тему цензуры и любви. Это важные темы, только они слишком малы в сравнении с полётом мысли, что вкладывал Булгаков.

Аугуст Диль

В итоге, пропустив этот фильм, вы не потеряете ничего, а пропустив прочтение романа, вы потеряете духовное откровение. Да, этот фильм я всё равно отнесу в плюс для отечественного кинематографа, так как это пример, как надо сотрудничать с зарубежными актерами, да и визуал в нём хорош, чего греха таить.

Мне жаль, что у авторов не получилось так, как хотелось зрителю. Но, я салютую им за честно проделанную работу.

Спасибо за работу.

Артём Мещеряков

Привет, мой дорогой читатель. Позволь рассказать о себе. Я люблю искусство. Впитываю книги, фильмы и картины. Пишу фантастические истории. Чтобы хорошо это делать, нужна "насмотренность". Вот так мы и будем с тобой разбираться в кино.