Культовый мультсериал точно попавший в нерв современного времени, угадав бешенный скролльный ритм жизни.
В самом начале нашего маленького экскурса в нереально богатый мир «Рика и Морти», я хочу привести вам цитату, идеально описывающую весь мультсериал:
«Послушай, Морти, я не хочу тебя расстраивать, но то, что люди называют любовью, — это просто химическая реакция, принуждающая животных размножаться. Поначалу это сильное чувство, Морти, но потом оно медленно слабеет, оставляя тебя в неудавшемся браке без копейки в кармане. Так было у меня, так будет у твоих родителей. Разорви порочный круг, Морти, будь выше этого, займись наукой».
А теперь, предлагаю уменьшится до размеров детишек из фильма «Дорогая, я уменьшил детей» и погрузиться в пульсирующее шутками и психологическими проблемами тело «Рика и Морти».
Прежде всего, это ситком о семье. Как бы Джастин Ройланд и Дэн Харман, создатели мультсериала, нас не отвлекали научно-фантастическими портальными пушками, секс-игрушками, призраками роботов, множественными вселенными, забористым насилием и черным юмором, мы знаем, что самое важное в жизни человека – это жить в любви и с любовью. В «Рик и Морти» всё построено на крепкой сквозной драматургии. Чтобы её лучше понять, надо разобраться в характерах действующих лиц.
Рик Санчез – глава семьи, долго отсутствовал и вернулся к началу основных событий. Стоит отметить, что у всех героев мультсериала есть прошлое, в котором происходили трагичные события, повлекшие психологические травмы, сыгравшие важные роли в становлении личностей. Рик является эгоцентричным социопатом, страдающим депрессией и алкоголизмом. Но из-за того, что он является умнейшим существом во всей вселенной, психологической помощи ему искать неоткуда. Бесплодные попытки семейного психотерапевта помочь ему, больше похожи на то, как ребенок учит профессора писать труд по философии нигилизма. Рик осознаёт отсутствие смысла жизни и это понимание делает его свободным от предрассудков и культурных норм. Он буквально делает то, что захочет. Рик атеист, в его мировоззрении нет места богу, но есть место пролому в четвёртой стене. Очень часто, Рик разговаривает напрямую со зрителем. Обсуждает приключения, шутит, предлагает за ним наблюдать. Это накладывает на него еще большую печать боли. Он говорит своему маленькому роботу, что тот создан, чтобы приносить масло, отчего тот сильно унывает. Рик понимает, что он создан на потеху зрителю, он всего лишь запертая в медиапространстве кроха, служащая винтиком в капиталистической машине, обогащающей богатых.
В одной из серий, мы узнаем, что коронная фраза Рика «Вабба-лабба-даб-дабс» с языка Птичьей Личности, это старый друг Рика, переводится, как «Я испытываю сильнейшую боль, помогите». Возможно, так он обращается непосредственно к зрителю, а мы, впитывающие перед экранами вкусняшки, думаем, что это часть представления. Похожую историю мы видели в эпизоде «Большой переполох в маленьком Санчезе», когда Рик создаёт своего клона подростка и переселяет в него своё сознание. Это нужно, чтобы помочь внукам найти и уничтожить вампира, который завёлся в школе. Но, всё идёт не по плану и молодое тело клона становится клеткой для сознания Рика. И чтобы достучаться до внуков, он придумывает песни и танцы, в которых открытом текстом поёт, что он старый и заперт в молодом теле, помогите, откройте клетку. А все вокруг ему восторженно аплодируют, мол, как это талантливо, и совсем не замечают простого прямого смысла. Неплохо для мультфильма, правда?
Рик всем своим видом и делом, пытается доказать одну истину – нету ничего, чего бы он не смог. Ему всё по плечу, и никто не нужен. Только вот, всемогущество и одиночество подпитывают боль, поэтому он и возвращается в семью. Именно поэтому, Рик всегда придёт и спасёт всех, даже бестолкового презираемого тестя Джерри.
Переходим к Морти Смиту.
Это самый младший член семьи Смитов. Ему четырнадцать лет. И поэтому, у него есть все присущие этому возрасту проблемы, например, неуверенность в себе. Морти влюблен в школьную красотку Джессику. Они учатся в одном классе. Она высокая, стройная и рыжеволосая. Её статус популярности в школе на высоком уровне, у Морти же на нуле. Он мечтает о Джессике в своих сокровенных сексуальных фантазиях, но при встрече начинает сильно заикаться и почти всегда разговор ведет в никуда. Она не замечает его, ибо увлечена Брэдом, парнем с более высоким ростом и статусом. Морти иногда обретает уверенность в себе, но бывает это в их приключениях с Риком. Морти добрый и честный, всегда готов помогать людям и инопланетянам, отчего нередко влипает в неприятные ситуации, в ходе которых, обязательно кто-то серьезно пострадает. Он нуждается в одобрении своего деда, ждёт, когда тот похлопает его по плечу и скажет: «Ты молодец Морти». Их отношения напоминают мне отношения доктора Кокса и Джей Ди в сериале «Клиника». У Морти не было сильного мужского образа перед глазами во время взросления. Его отец мягкотел и слаб. Возможно, поэтому, Морти не может отказать Рику отправиться в приключение, даже когда ему не хочется. Конечно, иногда он набирается смелости и говорит, что думает, но обычно спесь быстро слетает. Морти, чуть ли не единственный с кем Рику нравится проводить время, поэтому он чувствует себя особенным. Но в процессе просмотра мы всё время задаёмся вопросом: «Действительно ли он небезразличен Рику или просто удобен?».
Бет Смит.
Дочь Рика, мать Морти и Саммер, жена Джерри. Первое, что стоит сказать о Бэт – она единственный человек с кем Рик говорит почти на равных. Он понимает её и утешает в своём социопатичном стиле. В серии «Азбука Бет», которая повествует о том, как Рик для маленькой дочки и её друга Томми, создал целый мир, где невозможно пораниться, всё вылилось в один из самых ярких моментов мультсериала. Томми, оставшийся там до взрослого возраста, стал для местных существ спятившим пророком, заставляющим их совокупляться с ним и размножаться. И Бет, в конце этой серии получает от Рика предложение по созданию клона, который заменит её для семьи, а сама же Бет отправится путешествовать по Космосу, чтобы лучше понять свою сущность. Бет на предложение отвечает неоднозначно, и из дальнейших событий, мы понимаем, что скорее всего она согласилась. Ну чем не пример заботы от Рика, странной конечно, но заботы.
Читайте также:
Бет забеременела в семнадцать лет от школьного неудачника Джерри. Он уговорил её не делать аборт. Так родилась Саммер и образовалась семья Смитов. Бет не может определиться счастлива ли она или нет. Её профессия конский хирург, а мечтала она стать человеческим. Джерри, её муж, классический лох, гамма самец, прячущийся за неё в случае опасности. Бет не особо нравится её жизнь, но в глубине души, она знает, что без семьи она была бы намного грустнее, хоть и успешнее.
Саммер Смит.
Девочка подросток семнадцати лет. Старший ребенок в семье. Как и у многих нормальных подростков, её больше всего в этой жизни заботит то, что о ней думают другие подростки. В её руках постоянно присутствует телефон, словно это новая часть её тела. Большие пальцы бегают туда-сюда бесконечно скроля новостную ленту в социальных сетях. Саммер расстраивается из-за того, что дед больше уделяет времени Морти, чем ей. Но, довольно часто, она тоже участвует в приключениях. Она умна, последовательна, и разумна. Именно ей, Рик оставляет инструкции на случай чрезвычайного происшествия. Саммер не очень-то популярна в школе, но и не аутсайдер. Она в жизни не пропадёт.
Джерри Смит.
Муж и отец, а так же самый одиозный герой мультсериала. Джерри учился в колледже, изучал право. Но, адвоката из него не вышло. Джерри откровенно глуп, что замечает и активно подмечает Рик. В их отношениях присутствует соперничество за главенство в семье. Все её члены хорошо понимают природу Джерри и относятся снисходительно, как к ребенку. Их брак с Бет случился из-за её беременности. Толком непонятно что же всё таки притягивает Бет в природе Джерри. Он бестолочь. Но важно сказать, что в трудные моменты, нет-нет и способен постоять за свою семью.
Детали.
Всё до последнего сантиметра в гараже Рика, который он сражу занял под свои нужды после возвращения, пропитано крутыми фантастическими идеями. Если кухня Смитов — это сердце дома, то гараж — это его головной мозг. Рик обустроил его в несколько этажей. На первом, привычный, более менее человеческий гараж, куда, если очень захотеть можно даже машину поставить. А вот нижний этаж является ультра крутой лабораторией безумного гения, где он создаёт своих клонов, хранит воспоминания его и Морти в спец склянках, что бы можно было вставить их в шлем памяти и пересмотреть прошлое.
Но не стоит забывать о важной роли кухни. В ней все члены семьи встречаются за столом и разговаривают. А ведь в наше время высоких технологий и возможности в любой момент, даже не позвонить, а написать близким людям, мы стали гораздо реже ходить друг к другу в гости и вообще вести беседы лицом к лицу. В кухне часто происходят ключевые психологические переломы в отношениях семьи Смитов.
В «Рик и Морти» много насилия и убийств. Иногда они случаются на пустом месте. Детишки бегают и играются в зоне отдыха, где отключены физические повреждения, момент, техника вырубается и кто-то схватывает плазменный луч в голову. Но, всё насилие в «Рик и Морти» не является сверхъреалистичным и драматичным, оно довольно киношное и больше нужно для создания ритмичных сцен с чёрным юмором наперевес. Тут, сразу на ум приходит серия «Огурчик Рик». Это одна из самых легендарных серий, породившая тонны мерча и мемов. «Рик и Морти» является вместилищем мемных моментов, потому что с удовольствием деконструирует поп культуру пародирую и делая отсылки на монстров кинематографа: Кроненберга, Нолана (Начало), Джеймса Кэмерона (Терминатор), Джорджа Миллера «Безумный Макс», Говарда Лавкрафта и его мифологию, а еще, очень остро проходясь по «Мстителям». Кстати, в отличии от последних, в «Рик и Морти» представлена теория множественных вселенных для здорового человека, потому что является важной частью сюжета расширяя арку героя Рика Санчеза, давая сравнить его с другими Риками и их характерами, позволяя ощутить, что у нас свой Рик, самый лучший, способный любить. Ну, а у Марвел, это просто способ перемотать события, переделать всё, что натворили прошлые сценаристы, убить героев, потом их возродить. Такой, универсальный сценарный чит код, чтобы обжулить систему и юзать бедных героев, пока зрителя от них не затошнит.
«Рик и Морти» — это истинное произведение нашего времени, бешенный ритм которого, опережает даже шортсы и тик-токи, но при этом не скатывается в потребительскую тупость, жвачку для ума. Создатели активно пользуются научными теориями, пытаясь вплести квантовую механику в поток чёрного юмора и психологической драмы. Разве, это не шедевр нашего времени, вроде «Криминального чтива» или «Таксиста» для прошлого, думаю, ответ у вас созреет при просмотре или он уже готов. Буду рад обсудить его в комментариях. Тем более, намедни вышли две серии седьмого сезона и для меня, как ярого поклонника научной фантастика, это праздник и я бы хотел разделить его с вами. Именно об этом «Рик и Морти», каким бы гениальным ты не был, что стоит все наслаждения всех возможных вселенных, если ты не можешь их разделить с близкими людьми.