Skip to main content

Падение дома Ашеров или как сделать непрогрессивного Эдгара По прогрессивным.

Нетфликс выпустили традиционный ужастик в канун Хэллоуина, являющийся неким ответом сериалу FX «Американская история ужасов», который, к слову, тоже переживает не лучшие свои сезоны. Главным сценаристом в «Падении дома Ашеров» выступил Майк Флэнаган. Он же выступил и в роли режиссера совместно с Майлом Фимоньяри. Они уже работали вместе в фильме «Доктор сон».

Итак, начать стоит с того, что «Падение дома Ашеров» снят по мотивам рассказов очень крутого готического писателя и поэта Эдгара Алана По. Я прочел множество его историй и стихотворений. В создаваемой им атмосфере можно выделить такие тэги: кладбище, ворон, паранойя, поэзия, туман, незнакомец за дверью, нездоровье, гобелены, мох, органы, летаргический сон. В общем и целом, в произведениях По, гнетущая атмосфера разложения сознания является самой важной частью. Но в его текстах всегда присутствуют описания произведений искусства, например, в одноименном рассказе «Падение дома Ашеров», осмысляя картины Родерика Ашера, главный герой сравнивает его работы с картинами художника Иоганна Фюсли. И постепенно переходя к сериалу, я с разочарованием вам сообщаю, что никакого осмысления искусства там не было.

Что из себя представляет сериал «Падение дома Ашеров»?

Это компиляции из разных рассказов Эдгара По: «Чёрный кот», «Убийство на улице Морг», «Сердце-обличитель», «Золотой жук», «Колодец и маятник», «Маска красной смерти», а также стихотворение «Ворон». И всё это погружено в рассказ «Падение дома Ашеров», где лейтмотивом являются отношения брата и сестры.

Главный герой Родерик Ашер. Роль исполнил Брюс Гринвуд. Он заменил выбывшего из проекта Фрэнка Ланджеллу, обвиняемого в домогательствах. Брюс Гринвуд хороший актёр, с ролью справляется, причём его внешность подходит под положительного героя, а не отрицательного, в отличии от Ланджеллы. Это скорее плюс, потому что, при прочтении оригинала у меня создалось ощущение, что Родерик Ашер положительный персонаж, мучимый обстоятельствами. В сериале у него шестеро взрослых детей, какие-то рождены в законном браке, какие-то бастарды. Но для всех своих отпрысков Ашер открывает двери, давая гору денег на реализацию бизнес-идей. Сам же Родерик, глава фармакологической компании Фортуната, создавшей сильное обезболивающие, не вызывающие привыкание. На самом деле, это конечно чушь, миллионы людей торчат на их таблетках так же плотно, как и на чём-то тяжелом.

Родерик Ашер

У Родерика Ашера есть сестра Мэделин. Они близнецы. Её образ преподносится нам, как такой серый кардинал, мечтающий обрести бессмертие, создать искусственный интеллект и цифровое сознание. Авторы частично коснулись этой темы и никак её не раскрыли. Она вместе с братом идёт по жизни, по-тихому развивая в нём худшие стороны. Но, химии между ними я, увы, не почувствовал. Точнее сказать между их старшими версиями. В сериале присутствует линия флэшбеков, что рассказывает об их молодости и о том, как они совершили свои первые преступления и вляпались в то, что настигло их в старости. Собственно, между молодыми версиям Ашеров есть химия, их сыграли Зак Гилфорд и Уилла Фицджералд.

Мэделин Ашер

Основной массив серий сериала строится на том, как взрослые дети Родерика Ашера, в каждой серии погибают. Каждый из-за своих тёмных сторон. Кто-то блудник, кто-то наркоман, а кто-то куколд. Они интегрированы в рассказы По. Например, молодой Просперо, закатывает секс-вечеринку, на которой все погибают. Отсылка на рассказ «Маска красной смерти». Только вот моя претензия в том, что кроме неймдропинга от атмосферы рассказов По ничего не осталось.

Чтобы вы понимали, Огюст Дюпен (первый в литературной истории яркий детектив, с которого позже частично списан образ Шерлока Холмса) здесь афроамериканский гомосексуалист. Решительно осуждаем такое. Ну нельзя так коверкать первоисточник. Нельзя! Пишите новых героев и их делайте кем хотите, но нельзя брать героев, которые существуют несколько сотен лет и так изничтожать. Сериал грешит повесткой постоянно. Тут множество сексуально «особенных». Это дико бросается в глаза. Как будто задача сериала не осветить идеи великого писателя, а пропихнуть очередную порцию пропаганды.

Огюст Дюпен

О визуале.

Картинка на экране не соответствует моим представлениям об идеальной экранизации Эдгара По. Мне бы хотелось видеть что-то вроде «Сонной лощины» Тима Бёртона. К слову, есть куда более удачная экранизации, вышедшая в 2022 году. Фильм называется «Всевидящее око», режиссер и автор сценария Скотт Купер, в главной роли Кристиан Бэйл. Отличный, атмосферный детектив с чудовищно мощной актерской игрой. Рекомендую всем любителям Эдгара По. Если хотите обзор, пишите в комментариях.

Читайте также:

Поколение «Ви»

В «Падении дома Ашеров» мы видим типичную картинку от Нетфликс. Цветастую, качественную, но совершенно постную. В ней абсолютно нечего смаковать и нечем наслаждаться. Редкие мистические моменты не пугают, а заставляют зевать. Разве что, мне понравился один единственный момент, когда в заключительной серии с неба падали трупы. И на этом всё.

О музыке.

Композитором выступил тяжеловесный Говард Шор. Человек-легенда, написавший музыку к «Властелину колец». Обладатель трёх премий оскар. Поэтому, музыка здесь аутентичная под рассказы Эдгара По. Конечно, ничего сверх, но всё же звучит приятно. Плюс кавер на Пинк Флойд. Очень люблю Пинк Флойд. Кстати, под песню «Another break the wall» будет неплохая сцена, когда главные герои замуровывают человека.

Артур Пим.

На самом деле, чувствуется, что этот сериал имел потенциал. Кто-то там, в съёмочной команде старался. Но, увы, получилась чепуха. Единственное откровенно светлое пятно – это актерская игра Карлы Гуджино, исполнившей роль тёмного бессмертного существа, и Марка Хэмилла, отыгравшего роль психопата адвоката.

Ворон.

Подведём итог. На сериал дня не тянет. Скучная, пресная, слабая компиляция из рассказов прекрасного писателя Эдгара По, провалилась. К просмотру не рекомендую.

Всем добра!

Артём Мещеряков

Привет, мой дорогой читатель. Позволь рассказать о себе. Я люблю искусство. Впитываю книги, фильмы и картины. Пишу фантастические истории. Чтобы хорошо это делать, нужна "насмотренность". Вот так мы и будем с тобой разбираться в кино.