Skip to main content

Развесёлая комиксообразная клюква с гэбнёй, усами, битвой хитрых капиталистов и коварных коммунистов.

Биографическая драма Джона Бейрда… Стоп, что я сейчас сказал? Биографическая драма?! Именно эти жанры подписаны, как официальные. На мой взгляд, это прежде всего комедия. Сразу хочу сказать, если вы садитесь смотреть с серьёзным лицом за кружкой липового чая, то будете сильно разочарованы. Чтобы получить удовольствие от фильма «Тетрис», нужно перед началом, крепко зажмуриться и отпустить мысль про драму/биографию, а потом смотреть, как будто это треш.

АКТЕРЫ

В главной роли Тэрон Эджертон. Играет он Хэнка Роджерса, настоящего американца, жених, красавец, многодетный отец. Честный трудяга, напористый, как мустанг, но не хам, искренний, но не дурачок. Уже через десять минут от начала фильма, он закладывает свой дом, чтобы вложиться в покупку прав на дистрибуцию Тетриса в Японии. Он фактически ставит на карту всё, что у него есть. Поэтому, начинаешь сопереживать герою. К игре Эджертона у меня претензий нет. Одобряю.

Никита Ефремов в роли Алексея Пажитнова, легендарного создателя Тетрис и невольника у зловредных красных. Тут позвольте я отделаюсь метафорой: «Актёрство и точка». Интересный факт: роль Алексея Пажитнова предложили Александру Кузнецову, от которой он отказался, выбрав другой более масштабный проект «Фантастические твари: Тайны Дамблдора». Вот интересно, как бы он справился здесь.

Отдельно отмечу хорошую игру Софьи Лебедевой и Олега Штефанко. Роли у них не очень большие, но славные, особенно у Олега Штефанко, сыгравшего главу компании Elorg Николая Беликова.

Еще одна крайне выразительная роль удалась у Игоря Габузова. Он воплотил Валентина Трифонова, коварного коррумпированного кэгэбэшника. Мы не знаем о нём ничего, вообще! Его герой картонный. Ни семьи, ни детей, ни увлечений, ни страхов, только жажда денег. Он настолько карикатурен, что это веселит. Я сразу вспомнил Рик и Морти, легендарную серию про огурчик. В ней был абсолютно такой же гэбэшник, который с криком «Соленье» взорвался на крыше. Для наглядности фото прикрепляю.

И несмотря на колоссальную, зашкаливающую клюквенность, игра Игоря Гобузова мне понравилась.

Все остальные актёры так же показали высокий уровень и профессионализм.

СЦЕНАРИЙ

Геймдизайнер и дистрибьютор игр Хэнк Роджерс на выставке в Лас-Вегасе в 1988 знакомится с игрой «Тетрис» и сразу же выкупает на неё права для дистрибуции в Японии, но потом оказывается, что не выкупает (не задавайте вопросов, на которые, не хотите получать ответы). Нинтендо, на кого работает Роджерс, посвящают его в тайну, что скоро мир увидит революционное устройство «Game Boy», он же – карманный компьютер. И для мощного старта, устройству нужна крутая игра. И конечно, это «Тетрис». Хэнк Роджерс собирается и лично летит в обитель проклятых – Советский союз.

Это просто п…ц. Страна выглядит, что-то среднее между детским домом и тюрьмой «Чёрный дельфин». Такой клюквы я не ожидал.

Начинаются приключения. Красивая переводчица с секретом, коварный гнилоустный гэбэшник, который всем говорит: «Это на благо страны», а сам думает только о бабках. Капиталисты, которые не менее карикатурны, летят в Москву давать взятки. Но самое главное народ… Жаждет свободу, Кока-Колу, джинсы Левайс и петь Final coutdown на безупречном английском, как будто они изучали его в Йельском университете.

Теперь по порядку

Общая концепция приключенческого путешествия в страну, где каждый может оказаться шпионом, а в любой тарелке с супом может оказаться прослушка, понятна и проста, как стремление народа создать общество потребления.

В сериале есть всего два цвета. Люди в СССР выглядят измученными и запуганными, из магазинов доносится крик «Мясо и рыба закончились». Америка же наоборот, всегда солнечная и развесёлая. А вот Япония, просто невнятная.

Но, что же нужно добавить к таким превосходным декорациям?! Правильно — тупых героев. Честный до посинения в глазах протагонист, настолько преисполнившейся идеей, что готов лететь в страну, в которую может полететь только сумасшедший, да еще по туристической визе, а не деловой. За это можно и сейчас получить по шапке, а уж тогда-то… Бандиты кэгэбэшники, которые вместо плана перехвата устраивают погоню на тачках. Вместо запрета на въезд нежелательного гостя, пинают его ногами и воруют джинсы. Капиталистический толстосум в подтяжках, с бабочкой и сигарой, прилетает в СССР, чтобы наругать Генерального секретаря, чтобы тот бросил все свои генсековские дела и достал ему права на игру. А генсек на ломанном русском мямлит что-то невнятное. Кстати, по версии фильма, чуть ли не каждый человек в СССР говорил на английском. А детишки Пажитнова так вообще, разговаривают на улице с отцом на английском языке в присутствии спецслужб.

Ну как, тянет на что-то гениальное?

 По-моему, да. Ни о какой биографической достоверности речи не идёт. Чего уж там, тут обычная логика периодически отсутствует.

Но, мой дорогой читатель, если ты любишь трешовые сценарии, готов смотреть это кино так, будто тебе десять, родители на работе, а ты на больничном, но уже выздоровел, то включай. На свой страх и риск.

РЕЖИССУРА

Джон Бейрд в фильме «Тетрис» выступил в качестве режиссера, и только. Как такое вообще возможно?! До продюсерского статуса добрался даже Тэрон Эджертон, а режиссёр картины нет.

Бейрд, десять лет назад, написал, снял и спродюсировал фильм «Грязь». Это был настоящий бенефис актерских способностей Джеймса Макэвоя. Именно этот фильм я считаю Граалем карьеры актёра. Имея под собой мощную литературную основу, а именно роман Ирвина Уэлша «Дерьмо», фильм раскрыл характер героя, его страхи, боль, страсти, заболевания. Этот фильм был настоящей драмой, но при этом я смеялся, как сумасшедший большую его часть. Ну а грустный финал заставил пролиться на щеку скупую мужскую слезинку.

А что мы получили в «Тетрисе»: череду невнятных торгов за права на распространение игры, одни жулики обманывали других жуликов, потом честные парни обманули жуликов. Советский союз, выглядящий как империя зла закиданная мусором. Я не шучу, в середине фильма мы видим кадр из Москвы, где вся улицу в мусоре, какие-то бомжи ползают. Я подумал: «Да как так-то, это же не Нью-Йорк».

Конечно, можно похвалить фильм за игру актеров, музыку (всеми нами любимые композиции final countdown и i need a hero), и неплохой ритм. При всей тупости сценария, смотрится легко и время летит быстро.

ИТОГ

На фильм дня «Тетрис» таки потянул. Спорных моментов здесь предостаточно. Кто любит побомбить, побомбит, кто любит клюкву, получит удовольствие, кому нравятся фильмы с чёрным юмором, могут посмеяться не с фильмом, а над ним. Но смотреть его совсем необязательно. Лучше включить фильм «Грязь» и под гениальный саундтрек Клинта Манселла наслаждаться безумием Макэвоя. За фильм «Грязь» Бейрду моё почтение, за «Тетрис»… Что ж, со всеми бывает.

Как говорится: «Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда».

Артём Мещеряков

Привет, мой дорогой читатель. Позволь рассказать о себе. Я люблю искусство. Впитываю книги, фильмы и картины. Пишу фантастические истории. Чтобы хорошо это делать, нужна "насмотренность". Вот так мы и будем с тобой разбираться в кино.

БарбиФильм

Барби

Артём МещеряковАртём Мещеряков13.09.2023