Skip to main content

Намедни, решился посмотреть вторую часть фильма «Аватар». Я подозревал, что мне не понравится, ибо драматургия в нём, мягко говоря, не в приоритете у создателей. И с первых минут просмотра, я понял, что это не фильм, а детская визуальная карусель. Я не выключил его сразу, это было бы оскорбительно по отношению к Джеймсу Кэмерону, легенде, досмотрел до середины… Беспросветная чушь.

Очень часто, уже с первой мелодии или первого кадра, мне удаётся понять, моё ли это кино или нет. Например, мой любимый режиссер, Квентин Тарантино прежде, чем начинает писать сценарий, подбирает музыку, чтобы ощутить нужный ритм, а потом садится за буковки. И как только я слышу мелодию и вижу титры, сразу переношусь в мир образов, глаза видят, сердце чувствует. Он же гений, вы согласны? Я в этом уверен. А сегодня, пишу о другом гении, который самым первым кадром своего нового мультфильма дал понять, что мой мультфильм.

«Мальчик и птица» — новый, возможно, последний шедевр великого Хаяо Миядзаки, или самоповтор? Ответ очевиден.

Начну с того, что у меня возгорелась жопа из-за трудов отечественных локализаторов, с какого-то хрена решивших назвать мультфильм «Мальчик птица», оригинальное название «Как поживаете?», собственно, такое же название носит роман Гэндзабуро Ёсино, по которому Миядзаки снял свой мультфильм. Идиотизм, Цапля, являющийся одним из важных героев повествование, не является опорой сюжета. Их отношения с мальчиком Ма́хито, протагонистом, не являются основной темой, и даже не второстепенной, они где-то на третьем плане. Такая беспечность в локализации расстраивает. Всё-таки новое творение Миядзаки – это историческое событие.

Сюжет.

Со старта мультфильма мы видим ужасы войны. В воздухе танцуют искры и пепел. Ночное небо озарено огненным светом. Горит больница, в которой погибает мать Ма́хито. Отчасти, этот момент автобиографичен, сам Хаяо в детстве прошёл через огонь войны. Когда я в его биографии читал описание этого момента, то так себе всё и представлял. Мальчик горюет. Но очень скоро, отец начинает отношения с сестрой мамы Ма́хито. Она беременна. Отец любит сына, да и мачеха вроде тоже хочет с ним подружиться. Они на время переезжают в загородный дом, где когда-то жил очень умный дядюшка, построивший загадочную башню.

В жизнь Ма́хито врывается необычная синяя птица, которая говорит: «Мы тебя ждали». Его мачеха, при загадочных обстоятельствах уходит в лес. Преследуя её, Ма́хито заходит в башню, которая является порталом в мир мёртвых. Тут и начинает вся суть мультфильма. Миядзаки вообще любит тему перемещения в неизведанные фантастические миры, и раскрывать её у него получается отлично. Всё вокруг не так, как в реальности. Птицы обладают разумом. Злобные попугаи людоеды. Пеликаны, пожирающие души летящие к перерождению, и конечно, цапля, которая на самом деле взрослый лысеющий мужик.

В сюжете много символизма и рассуждений о смерти. Например, Ма́хито встретит на своё пути женщину, путешествующую на лодке. Как я понял, она является кем-то вроде Харона, следящим за порядком в мире мёртвых.

Завязка ясна. Давайте перейдем к…

Визуал.

Студия Гибли, лидером которой является Хаяо Миядзаки, давно стало больше, чем просто компания выпускающая мультики. Все аниме творения, выходящие из-под пера студии, нарисованы вручную, без использования подручных цифровых средств. Их стиль узнаваем и популярен. Например, после появления нейросетей, генерирующих картинки, стал суперпопулярен промт «в стиле студии Гибли. Сам Хаяо не прибегает к помощи нейросетей. Для него искусство – это то, что нарисовано руками человека. Говорят, что минуту хронометража «Мальчика и птицы» рисовали целый месяц.

Мне мало верилось в подобное заявление, но, когда я увидел своими глазами колышущуюся траву и облака, ползущие по небу, воду в реке, крылья насекомых, щепки разлетающейся палки, всё сразу понял. Это идеально! Нечто подобное появляется очень редко. Вы просто взгляните на звёздное небо и всё поймете. Ну, а если говорить про существ, то они, как всегда, выглядят очень психоделично и красиво. У птицы изо рта вылазит голова мужика с большим носом. Зрители в зале, которые, судя по всему, перепутали залы и вместо фильма «Тёща», попали на «Мальчик и птица», комментировали: «Что это за наркомания?». Было обидно такое слышать. Это фирменный стиль. Вспомни, дорогой читатель, «Унесённых призраками», сколь много там невероятных существ. А «Навсикая из долины ветров»? Эти гигантские жуки, идущие уничтожать мир… А «Принцесса Мононоке» и духи леса, улыбающийся лесной бог…

Читайте также:

Тяжелый металл 1981г

Если ты любишь прошлые мультфильмы мастера и их визуал, то «Мальчик и птица» приведёт тебя в восторг. Хаяо часами наблюдал за птицами, чтобы точно передать пластику их тела во время движения.

Саундтрек.

Композитором выступил Дзё Хисаси, старый друг и верный соратник Хаяо. Признаться, именно в этом мультфильме, по моему мнению, самый лучший саундтрек из всей фильмографии мастера. Звуки пианино становятся буквально продолжением картинки. Грустные, разбивающие сердце аккорды, сменяются мотивами надежды. Очень «авторская»» музыка, которая улетает ко мне в плэйлист.

Непременно стоит отметить работу саунд дизайнеров. Нередко в зале повисала тишина, музыка затихала и на сцену выходили звуки природы, шагов или разрушений. Дух захватывало.

Вывод.

«Мальчик и птица» уже не является фантастическим приключением, в какое попадали дети в прошлых картинах. Здесь всё по-взрослому. В какой-то момент на экране появляется даже сцена с расчлененкой. Конечно, она не возводится во главу сцены, а находится на фоне, но это всё равно поражает.

Хаяо создал «Мальчик и птица» для своего внука. Это лучший подарок. Дедушка же не вечен, но его искусство, останется на очень долгий срок в этом мире.

Миядзаки, высказывается о том, что грядет его неизбежная смерть, и молодым людям не надо этого бояться, лучше учиться жить и творить, чтобы занять его место и начать создавать свои шедевры.

Я очень надеюсь, что заявление Хаяо об уходе на пенсию, не станет правдой, и немного отдохнув, он подарит людям еще один уголок, куда можно сбежать от жестокости и боли, творящейся в мире.

Всем добра!

 

Артём Мещеряков

Привет, мой дорогой читатель. Позволь рассказать о себе. Я люблю искусство. Впитываю книги, фильмы и картины. Пишу фантастические истории. Чтобы хорошо это делать, нужна "насмотренность". Вот так мы и будем с тобой разбираться в кино.

Аниме

Человек-бензопила 2022

Артём МещеряковАртём Мещеряков13.11.2023
Сериал

Кибердеревня

Артём МещеряковАртём Мещеряков25.09.2023