Ладо Кватания обогащает отечественный кинематограф своим неонуарным триллером, скомпилированным из мировой классики жанра.
Для начала расскажу, как я познакомился с творчеством Ладо
Несколько лет назад, я посмотрел короткометражный фильм «Люцифер», в котором некий рэпер Хаски рассказывает о себе. Меня заинтриговал его образ, потому что походил он на художника перфекциониста с видом уличного гопника. Я начал шерстить ютуб изучая его музыку и клипы. Мне попадается трек «Убей меня», написанный совместно с исполнителем «Масло черного тмина». Я включаю клип и проваливаюсь с головой в видеомузыкальный грот, заполненный мистической тяжестью смерти. К слову, смерть в клипе представляется, как полуобнаженная рыжая женщина, которая держит рукой канат, который спустя десятки километров сплетается в петлю для героя Хаски. Всем, кто не видел, к просмотру обязателен. Этот клип снял Ладо Кватания. Я посмотрел его множество десятков раз.
Спустя какое-то время мне попадается интервью режиссера дебютанта Ладо Кватания, у всем известного интервьюера (его имя нельзя называть в слух). К тому моменту, у него на канале, как раз не выходило ничего интересного (субъективное мнение) и я особо ничего не ждал от его нового выпуска. А получилось так, что я уставился в экран и взгляд отвел всего раз, чтобы заварить чая.
Ладо рассказывал о простых вещах, как ему нравится ездить в старых лифтах, гулять по крышам, снимать на разные камеры. Я узрел его способность вдыхать воздух свободной жизни. В интервью Ладо рассказывал о своих философских взглядах, о работе, о Хаски, кстати, оный сыграл небольшую, но роскошную роль в фильме, который мы сегодня обсуждаем.
Тогда-то я и заприметил «Казнь», только вот под весом разных дел реальной жизни, позабыл о нем на долгое время.
Намедни, я всё-таки добрался до фильма «Казнь» и вот что увидел.
Сценарий и режиссура
Ладо Кватания и его соавтор Ольга Городецкая написали сценарий авторского фильма. Назвать его артхаусом у меня язык не поворачивается. Это скорее грамотный постмодерн, мозаика из всеми любимых фильмов, таких как: Зодиак, Семь, Настоящий детектив (1 сезон), Молчание ягнят. Часто, при попытках надергать самое лучшее из шедевров, получается что-то невнятное со сбивчивым ритмом повествования. Здесь удалось этого избежать, хоть Ладо и прошелся по самому краю, ибо использовал очень сложные приемы. Например, скачки во времени туда и обратно. Повествование всё время перепрыгивает с 1991 на 1988,а потом и вовсе в 1981 год. При переходах во времени на экране пишется год происходящего. Прическа главного героя Исса Давыдова (Нико Тавадзе), меняется, явно добавляется немного седины. А в случае со вторым главным героем, Севастьяновым (Евгений Ткачук), всё немного ярче. Он переживает максимально мощное перевоплощение из молодого помощника в матёрого линчевателя, который творит свои дела за кадром. В отличие от него детектив Исса, кстати, это отсылка на реально существующего работника органов (Исса Костоев), который принял участие в поисках Чикатило, трансформацию переживает внутреннюю, причем, очень мощную. А внешне он старается сохранять неизменность.
Сложно рассказывать об этой ленте избегая спойлеров. Я уверен, в отличие от множества других фильмов у нас обсуждении, этот многие не смотрели, потому что за ним не стояла вся мощь медиапространства страны. И это правильно. Такие сюжеты не должны падать в рот зрителю, как бутерброд из Вкусно и Отчка, ради этого кино, зритель должен поплутать по темным тропам сумеречного леса и найти его следы. «Казнь» — это драгоценный камень, описанный с помощью семи глав, разделивших фильм на этапы принятие неизбежного. Через эти этапы мы добираемся до осознания, что каждый получит расплату.
Немного о смысле слова «Казнь» в контексте фильма. Во время философской беседы в машине, на манер Раста Коула, Исса рассказывает Севастьянову об особом методе расплаты за убийство. Убийцу (живого) и его жертву, привязывают друг к другу и бросают в яму, в которой убийца медленно умирает, осознавая тяжесть содеянного. С помощью кино, Ладо Кватания изучает этот метод расправы над человеком.
Актеры
Собственно, после просмотра сериала «Король и Шут», я остался в восторге от актерской игры Евгения Ткачука, кстати, о нем в будущем я напишу отдельный выпуск. Открыв его фильмографию, я увидел «Казнь», в которой он играет одну из главных ролей. Я вспомнил, что этот фильм я хотел посмотреть уже давно. Во время просмотра «Казни» Ткачук смог заставить меня сопереживать. Его герой не выражает эмоции внешне, в отличие от героя Нико Тавадзе, который ловит и истерики и эротические желания сдержать не в силах. Они вообще очень разные и в тоже время оба их героя идут к одному финалу по разным дорогам.
Нико Тавадзе разговаривает на русском языке с акцентом. Впервые услышав, я не понял, зачем Ладо взял актера, говорящего с акцентом. Но спустя двадцать минут хронометража, пришло осознание, что люди в жизни, очень часто имеют речевые особенности. И фактор акцента начал добавлять истории живости, заставляя мой мозг забывать, что я смотрю нереальные события. Нико Тавадзе справился с возложенной на него сложной ролью, полностью.
В русском кинематографе есть одна проблема, хотя может и наоборот, актеры озвучки просто великолепны. Я сам тесно связан с этой деятельностью и понимаю их уровень. Бывает так, что он выше, чем у актеров, которых мы видим на экране. Сейчас я скажу кое-что крамольное. Леонардо Дикаприо получил неофициальный голос в России. Это Сергей Бурунов. Он внес в актерскую игру великого мастера играющего на запредельных уровнях, еще больше мощи. Слушая голос Дикаприо в оригинале, и сравнивая с голосом Бурунова, второй, на мой взгляд, эффектнее. Русские актеры, иногда не могут выдать достоверности в голосе, во время переозвучки в студии после завершения съемок. И для меня это слышится кривовато. В случае Казни, этой кривоватости смогли избежать. Но, по звуку у меня всё же есть претензия: голоса актеров иногда выбиваются из палитры звуков. Звучат неорганично громко. Возможно, я слишком придирчив, но у меня иногда происходил рассенхрон и я выпадал из потока фильма.
В обще и целом, пара Тавадзе-Ткачук произвела на меня положительное впечатление, не настолько мощное, как Мэтью Макконахи и Вуди Харрельсон, но всё же я полностью доволен их игрой.
Говоря об остальном касте, то выделю, пожалуй, нескольких актеров. Даниил Спиваковский меня удивил. Он сыграл очень многогранную роль душевнобольного человека. Признаться честно, когда он начал пускать слюни и сопли, я в какой-то степени был ошеломлен театральной мощью Даниила. Вытянуть из себя столько страха, безумия и боли… Это очень круто. Он сделал свою работу выше всех похвал.
Евгений Муравич. Невозможно без спойлеров описать его игру. Просто я был потрясен манерой говорить и внешним видом это персонажа. При просмотре вы всё поймёте.
Юлия Снегирь, Виктория Толстоганова, Аглая Тарасова. Женский костяк сериала. В коем-то веке, женские персонажи не идут в довесок мужским. Все три актрисы воплотили на экране личности. Каждая со своим горем и желаниями. Всем девушкам, аплодирую.
Давайте о визуале
Денис Фирстов выступивший в амплуа оператора, в кинопроизводстве не новичок, но и не ветеран. На его счету несколько интересных проектов: «Коллектор» и «Психотроника», фильм, написанный и срежессированный, упоминаемым выше, рэпером Хаски. Денис Фирстов совместно с художником-постановщиком Дмитрием Онищенко создали мрачнейшую атмосферу Советского союза трансформирующегося в Россию. С помощью бледной зернистой картинки, игрой света и тени, декора в помещениях, классических для детективов кадров в машине, съёмочной команде удалось создать депрессивное ощущение триллера, подобное великим шедеврам, упоминаемым мною в начале. В общем и целом, моё почтение всем постановщикам кадра.
Саундтрек
Кирилл Рихтер написал музыку до начала съёмок. Сам Ладо признаётся, что с таким подходом доселе не сталкивался. Вообще, Кирилл Рихтер получил творческую свободу в написании музыки. Это ощущается во время просмотра, ибо, музыка становится частью визуального стиля, сливаясь в единую экосистему. Одобряю за креативность.
По итогу, фильм Казнь вышел не идеальным, где-то слишком сложным и нагруженным, где-то сексуализированным и жестоким, но ирония в том, что именно такие триллеры я люблю. «Казнь» — большой шаг для русского кинематографа, который сделал режиссер дебютант. К просмотру однозначно! На такой фильм каждому синефилу необходимо иметь своё мнение. К сожалению, подобное кино большая редкость для отечественных киноделов. К счастью, подобное кино начало появляться.