«Зритель смеется, а тень к нему крадётся»
Итак, мой дорогой читатель, вот и закончился отечественный сериал «Король и Шут». Признаться честно, я не ожидал, что данный поп-продукт будет высокого качества, так как, сериалы, рассчитанные на широкую аудиторию, зачастую пишутся без внимания к деталям. Исключениями являются крупнобюджетные проекты Netflix вроде «Strangerthings», где отсутствие глубоко смысла, заменяют атмосферным приключенческим нарративом. Это такие мультивозрастные истории, рассказанные смесью языков думеров и зумеров. Тут тебе и отличная музыка, костюмчики сидят, хорошая операторская работа, и более-менее сносный сценарий, скомпилированный из старых добрых приключенческих клише.
Что же мы получили в случае сериала «Король и Шут», вышедшего под протекцией Кинопоиска, поддерживаемого в свою очередь Российской компанией-гигантом «Яндекс».
Первое и самое главное, что нужно держать в голове при просмотре – это развлекательный продукт, рассчитанный на широкую аудиторию. Это не в коем случае не документальный сериал, это панк-сказка. Если вы знаете, как всё было на самом деле в жизни, то рекомендую вам отпустить эти факты и впитывать историю, как байку.
Сначала хочу поругать
Моя самая большая претензия – это хронометраж. Пытаться уместить широкомасштабную группу Король и Шут в восемь серий, просто бессмысленно. Один сезон? Кинопоиск, вы серьезно? Надеюсь, сейчас боссы кусают себе локти за скупость и неверие на старте. Восемь серий можно было потратить только лишь на становление группы в девяностых и золотые годы в нулевых. Горшок и Князь являются культовыми фигурами в рок музыке, сумевшими привлечь в свой мир миллионы молодых людей и напугать миллионы стариков. Это же не просто так… Горшок нёс в себе анархическую идеологию. К слову, чем больше копаешь в историю Горшка, изучая философию его жизни, то четко понимаешь, что это добрый и отзывчивый человек, который хотел свободы для людей, глубоко погрязших в жизненных иерархиях. В нём была жертвенность, потому что здоровье он губил не только, чтобы прокормить семью и участников группы, и не только потому, что хотел стать рок-звездой, увековечив своё наследие преждевременной смертью. Ему было важно, чтобы люди прочувствовали, каким может быть счастье. Например: читать Лавкрафта. Я бы очень хотел, чтобы сериал раскрывал цепочку развития их творчества через диалоги о писателях и музыкантах. К сожалению, сериал сосредоточен на «человеческих отношениях» Горшка, Князя и остальных участниках их жизни. Это можно сказать про байопик. Фэнтези линия хорошо разбавляет тонны чернухи, которая, в принципе, мне понравилась. Особенно в исполнении Константина Плотникова, который, на подкасте «Без души», то ли в форме шутки, то ли всерьез сказал, что четыре раза поставился хмурым (укололся героином), осуждаем, при подготовке к роли. Как вообще можно было взять огромный мир фэнтези, состоящий из историй из песен Короля и Шута, взять байопик, и попытаться запихнуть это в 8 серий? Да как?! У меня просто воспламеняется сопло из-за этого. Где-то в продюсерской команде Кинопоиска или Яндекса не нашлось человека, способного рассмотреть потенциал сериала? Вы серьезно? Это печально.
Отсюда вытекают сценарные проблемы. Одна из грустных проблем – это раскрытие героев. Горшок, более-менее, показан, как безумный гений. Он мрачно курит сигарету, смотрит в пустоту и придумывают восхитительную мелодию для песни «Воспоминания о былой любви». А вот таланты Князя к рассказыванию историй при помощи слов, переданы панчем «Смотрите какой он молодец, пишет». Князь, такой же безумный гений, как и Горшок. Они как печенье, которое разделяется на двое, а начинка между – это самое вкусное – это их совместное творчество.
Я уж не говорю про мелочи, типо: недостоверность, кринжово написанные сцены, переодический рассенхрон ртов актеров во время концерта и голосов, и еще много недочётиков. Приходится всё это простить, чтобы дать жизнь будущим подобным проектам.
А теперь, время отметить положительные стороны
Самое важное – это огонёк внутри участников данного проекта. Здесь, я действительно увидел сколько труда было положено на разработку сериала. Сценаристы собрали тонны информации о группе у людей, непосредственно участвующих в жизни группы. События пропитаны байками Князя и воспоминаниями Алексея Горшенёва. Тут, моё полное одобрение. Хоть многие зрители и ворчали, мол, Князь показан суперхорошим, а Горшка выставили чуть ли не антагонистом, в концовке сериала мы увидели, что Князь раскрылся непросто молодцом, но и человеком, который из-за своей обиды и желания развиваться самостоятельно не захотел быть более вовлеченным в жизнь бывшего друга. Он, как и все остальные, погубил Горшка, вовремя не придя на помощь. Вообще, больно было смотреть за деградацией отношений между главными героями. А не это ли главная задача искусства? Заставить тебя чувствовать, переживать, а иногда, даже страдать.
Теперь об актёрах. Костя Плотников в роли Михаила Горшенева. По словам, Алексея Горшенева, сначала он подумал, что создатели привели какого-то обычного паренька, но потом, когда Алексей предложил Косте обратить внимание на поведение бровей Горшка, тот схватил это знание и использовал для улучшения своей игры. Алексей признаётся, что образ возрастного Горшка у Кости Плотникова вышел поразительно достоверным. И я согласен, в какой-то момент, образ на экране стал столь достоверным, что я начал забывать, что это не Горшок. Косте Плотникову я шлю бесконечное уважение!
Евгений Ткачук, сыгравший Шута, – жемчужина сериала. Матерый, огненный дух театра, который заставил меня поверить в русских актеров. Тут уместно снять шляпу. Фразы в концовке сериала: «Ты крутой Горошок. Мой Горшочек», меня размазали по дивану. Слезинка упала на мужскую грубую щеку. В общем и целом, концовка классная. Вся чернуха осталась в предыдущих сериях, а на сцену вышла романтика. Когда, я увидел прямую отсылку на «Достучаться до небес», то понял, что это действительно сериал года в России. И разнообразные образы Шута в исполнении Евгения Ткачука с его потрясающим голосом, внесли огромный вклад.
Читайте так же: Король и Шут
На самом деле, все актеры мне понравились, на всех уровнях важности. Каст зачётный.
Режиссура в исполнении Рустама Мосафира заслуживает уважения. Двухсотметровая фэнтезийная улица с животиной, плясками и песнями, многое говорит о желании сделать всё возможное для сериала. Наверняка, такие декорации стоят очень много денег и внимания. Жаль, что после съемок их разобрали.
На экране я вижу сколько сил вложил Рустам Мосафир, вижу актёров, понимающих, что надо делать, вижу организованную панк-вечеринку. Конечно, было бы интересно, если бы Рустам снимал авторский сериал, а не популярный, заточенный под широкую публику. Но, гуляя по улице, я увидел детей лет 11-13, и у них из колонки играла ария Тодда, а не Моргенштерн, это меня дико улыбнуло.
У создателей сериала получилось самое главное – запустить волну Король и Шут по всей стране. От мала до велика, люди, снова начали слушать истории о внезапной голове, медведе, дураке, что хотел в сумку поймать молнию. Я сам являясь поклонником Король и Шут (6 месяцев назад я написал фэнтезийный рассказ о том, как Лесник стал Лесником), настолько увлёкся изучением группы, что пересмотрел множество интервью и концертов, что заставило меня погрузиться в какой-то мир, наполненный творческим безумием.
Теперь остаётся только взглянуть в горизонт и еще раз прокрутить в голове любимые строки любимых песен любимой группы, погрустить светлой грустью и закрыть текстовый документ. А вечером, перед тем как лечь спать, я буду улыбаться, вспоминая, что множество людей вокруг не будут слушать попсу.
Посвящается Михаилу Горшенёву.
Мы поверили в чудо.